Добро пожаловать на мою страницу! Если кто- то найдет здесь для себя что - то интересное, нужное, а может быть, даже важное для своей работы, буду этому очень рада!
Предлагаю статью, которую я предоставила на VIII заочной Всероссийской научно - практической конференции "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них, как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста. М. Монтень
В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Младший дошкольный возраст - это тот период, когда происходит формирование всех свойственных ребенку важнейших психофизических процессов, взаимосвязанных друг с другом, как, например, отделы мозга, отвечающие за двигательную, моторную координацию и речевую функцию, находятся рядом друг с другом, поэтому они могут взаимно активизироваться и оказывать друг на друга непосредственное влияние (1).
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, часто сталкиваешься с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, задержка речевого развития. У детей наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка. Дети часто роняют карандаши, вилки, ложки, им сложно самостоятельно зашнуровывать кроссовки, застегивать молнии и пуговки. Кроме того, им бывает крайне трудно собрать раскиданные детали конструктора "Лего", собрать мозаику, перебирать счетные палочки и т.д. Поэтому, такие дети часто отказываются от аппликации, лепки и отстают от своих сверстников во время занятий. Все это свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторики рук.
Мелкая моторика представляет собой способность управлять небольшими вещами, передавать предметы другому человеку и решать задачи, предполагающие слаженное взаимодействие рук и глаз. Она неразрывно связана с центральной нервной системой (ЦНС), способностью к запоминанию, зрением и общим восприятием детей.
Развитие мелкой моторики включает в себя ряд этапов:
- формирование хватательных движений - захват вещей разных размеров 1 или 2 руками ( мячики, погремушки и т.д.);
- захват веществ или предметов щепотью (3 пальчиками);
- формирование соотносящих действий - умение правильно комбинировать 2 вещи или 2 части одной вещи (пирамидки, вкладыши, матрешки и т.д.);
- развитие навыков управления пальцами рук.
Экологический проект "Огород на подоконнике "ЧИПОЛЛИНО".
1. ОБОГАЩАТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУРАХ И ДЕКОРАТИВНЫХ ЦВЕТАХ; СПОСОБАХ ИХ ВЫРАЩИВАНИЯ И УХОДЕ ЗА НИМИ.
2. ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О НЕОБХОДИМОСТИ ТЕПЛА, ТЕПЛА, СВЕТА, ВОДЫ, ПОЧВЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ.
3. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЗЕЛЕНОГО ЛУКА СО СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЯ.
4. ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ДЕТЕЙ ЕЖЕДНЕВНО УХАЖИВАТЬ ЗА ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ И ДЕКОРАТИВНЫМИ ЦВЕТАМИ В КОМНАТНЫХ УСЛОВИЯХ.
5. АКТИВИЗАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ - КОРНИ, ЛУКОВИЦА, СТРЕЛКА, РЫХЛЕНИЕ, ПОЧВА, ПОЛИВ, УГЛУБЛЕНИЕ, ПОСАДКА, ГИАЦИНТ.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ, УЧАСТВОВАТЬ В ОБЩЕМ ДЕЛЕ.
В НАШЕЙ ГРУППЕ ПОЯВИЛСЯ НЕОБЫЧНЫЙ МАЛЬЧИК-ЛУЧОК, ЗОЛОТОЙ БОЧОК. А ЗОВУТ ЕГО ЧИПОЛЛИНО.
ЧИПОЛЛИНО ПОЗНАКОМИЛ ДЕТЕЙ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ- ЛУКОВКАМИ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ЖИТЬ НА ОГОРОДЕ. НО СНАЧАЛА НАДО БЫЛО ДЛЯ НИХ ПРИГОТОВИТЬ ЗЕМЛЮ И ДОМИК - СТАКАНЧИК.
А ЗАТЕМ, ВЫКОПАТЬ ЯМКУ, ПОСАДИТЬ НАШ ЛУЧОК И ПОЛИТЬ ВОДИЧКОЙ.
ЧИПОЛЛИНО РАССКАЗАЛ РЕБЯТКАМ, ЧТО У ЛУКОВИЦ, ЕСЛИ ЗА НИМИ УХАЖИВАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ - РЫХЛИТЬ И ПОЛИВАТЬ, ПРОРАСТАЮТ УСИКИ-КОРЕШКИ. С ИХ ПОМОЩЬЮ ЛУКОВКИ ПЬЮТ ВОДУ ИЗ ЗЕМЛИ.
А ПОТОМ У НИХ ПРОРАСТАЮТ ДЛИННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ СТРЕЛОЧКИ - ПЕРЬЯ. ВОТ ТАКИЕ.
ЕЩЕ РЕБЯТА УЗНАЛИ, ЧТО ЛУК ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ, ПОТОМУ ЧТО ТАМ МНОГО ВИТАМИНОВ. И ЕСЛИ ОНИ БУДУТ ЕСТЬ ЕГО В САЛАТАХ ИЛИ В СУПЕ, ТО станут СИЛЬНЫМИ И ЗДОРОВЫМИ. И никакие болезни не БУДУТ страшны!
ЧИПОЛЛИНО ПОЗНАКОМИЛ РЕБЯТОК СО СВОИМИ БЛИЗКИМИ ДРУЗЬЯМИ. ЭТО ДЯДЮШКА ТЫКВА.
ДЕВОЧКА - РЕДИСКА И СИНЬОР ПОМИДОР.
ВСЕ ОНИ ДРУЖНО ЖИВУТ НА СВОЕМ КРАСИВОМ ОГОРОДЕ. А ЧТОБЫ ОН БЫЛ ЕЩЕ ЧУДЕСНЕЕ, НА НЕМ МОГУТ РАСТИ РАЗНЫЕ МИЛЫЕ ЦВЕТОЧКИ. У НАШИХ ДРУЗЕЙ ПОСЕЛИЛСЯ СИНЕНЬКИЙ ГИАЦИНТ. ПОЛУЧИЛСЯ ВОТ ТАКОЙ ЗЕЛЕНЫЙ И КРАСИВЫЙ ОГОРОД.
ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА С МАЛЬЧИКОМ ЧИПОЛЛИНО И ЕГО ДРУЗЬЯМИ, РЕБЯТКИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИГРАЛИ В ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (НАПРИМЕР, "ПОКАЖИ И НАЗОВИ ОВОЩИ")
ПЫТАЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГРАХ.
А ПОТОМ РИСОВАЛИ ПАЛЬЧИКАМИ СВОЕГО НОВОГО ДРУГА ЧИПОЛЛИНО.
ВОТ СКОЛЬКО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО УЗНАЛИ МАЛЫШИ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ, БЛАГОДАРЯ МАЛЬЧИКУ ЧИПОЛЛИНО, КОТОРЫЙ ПОСЕЛИЛСЯ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ У НАС В ГРУППЕ!
СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!
Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста.
Потешки в развитии детей раннего возраста занимают особую роль. Их нельзя переоценить. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова и напевность создают эффект музыкальности и ритма. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение звуков. Потешки представляют собой игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, ножками и т.д.). С их помощью осуществляются те эмоционально- тактильные контакты взрослого и ребенка, которых так не хватает современным детям. Кроме того, они позволяют внести в обучающий процесс элементы двигательной активности, которые связаны с формированием речевой деятельности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет малыш, тем больше участков мозга включается в работу. Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию ребенка. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как "Сорока -белобока", "Ладушки", "Мальчик - пальчик", "Петушок", с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков
Потешки можно использовать на утренней зарядке или в самостоятельной игре Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое движение, увлекая кроху собственным примером.
Хочу вам показать, как я обыграла в ранней группе русскую народную потешку "Вышла курочка гулять".
Поставленные задачи:
- учить внимательно слушать взрослого,
- выполнять движения в соответствии с текстом.
- создать радостное настроение у детей.
Описание игры:
Дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,
Не ходите далеко!
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка,
Выпили водицы
Полное корытце!
Буль! Буль! Буль!
Дети повторяют движения за воспитателем:шагают, высоко поднимая колени, машут "крыльями". На слова:" Ко-ко-ко не ходите далеко!"- грозят пальчиком. "Лапками гребите, зернышки ищите"- присаживаются на корточки, ищут зернышки. "Съели толстого жука"- показывают толщину жука, "дождевого червяка"- показать длину червяка, "Выпили водицы, полное корытце"- присели на корточки, стучат пальчиками по полу, "Буль!Буль! Буль!"- наклон вперед, руки отводят назад.
Учитывая маленький возраст детей, мне пришлось импровизировать по ходу игры. И вот как у меня получилось на практике:
Когда дети станут постарше, можно предложить им усложненную пальчиковую игру - потешку "Петушок". У меня ребята играли с большим удовольствием!
Поставленные задачи:
- учить внимательно слушать взрослого,
- выполнять движения в соответствии с текстом.
- развивать мелкую моторику рук,
- стимулировать речевую активность,
- создать радостное настроение у детей.
В прошлом учебном году я являлась участником Международного конкурса имени Льва Семеновича Выготского. Предлагаю вам свой пост, который я предложила на этот конкурс. Он посвящен очень непростой, но актуальной теме "Воспитание".
Пост о воспитании.
Являюсь участником Международного конкурса имени Льва Семеновича Выготского. Сегодня мой пост посвящен такой непростой, часто вызывающая множество вопросов, теме "Воспитание".
О ведущей роли воспитания говорили всегда. Еще много веков назад философ Платон писал: "Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место". Его учителя, Сократа, тема воспитания волновала не меньше: "Если бы народ смог ценить только учреждение, то оно должно было бы быть учреждением воспитательным". И то, и другое написано давно, а как актуально звучит в начале третьего тысячелетия.
Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем. В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно - нравственной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями - связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого, остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл возрождения духовных традиций национального воспитания.
Российская Федерация - страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния нация и создания без национального общества. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины - и не только социально - экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.
Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ребенка в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь дошкольные образовательные учреждения. Именно там у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.
Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем ( рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека - алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого - растет число неблагополучных семей.
Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм - от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений в педагогической теории и практике.
Таковы, с моей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения, нации и государства в целом.
Дети - источник вдохновения, и наш долг - дать им детство и научить жить во взрослой жизни, заняв в ней достойное место.
А закончить свой пост я хотела бы словами Ш. А. Амонашвили: "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом".
Комментариев нет:
Отправить комментарий