Методический кабинет

         Добро пожаловать на мою страницу!  Если кто- то найдет здесь для себя  что - то  интересное, нужное, а может быть, даже важное для своей работы, буду этому очень рада! 

       Предлагаю статью, которую я предоставила на VIII заочной Всероссийской научно - практической конференции "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр".

                                                                                                  Игры детей - вовсе не игры,                                                                                                      и правильнее смотреть на                                                                                                         них, как на самое                                                                                                                         значительное и                                                                                                                          глубокомысленное занятие                                                                                                      этого возраста.                                                                                                                                                      М. Монтень

                                                                                                

         В настоящее время не теряет актуальности вопрос о раннем развитии детей. Младший дошкольный возраст - это тот период, когда происходит формирование всех свойственных ребенку важнейших психофизических процессов, взаимосвязанных друг с другом, как, например, отделы мозга, отвечающие за двигательную, моторную координацию и речевую функцию, находятся рядом друг с другом, поэтому они могут взаимно активизироваться и оказывать друг на друга непосредственное влияние (1).

        Работая с детьми младшего дошкольного возраста, часто сталкиваешься с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти руки, плохое запоминание цвета, размера, формы, нарушение общей моторики, задержка речевого развития. У детей наблюдается общая скованность и медлительность в выполнении движений, что оказывает влияние и на эмоциональное благополучие ребенка. Дети часто роняют карандаши, вилки, ложки, им сложно самостоятельно зашнуровывать кроссовки, застегивать молнии и пуговки. Кроме того, им бывает крайне трудно собрать раскиданные детали конструктора "Лего", собрать мозаику, перебирать счетные палочки и т.д. Поэтому, такие дети часто отказываются от аппликации, лепки и отстают от своих сверстников во время занятий. Все это свидетельствует о недостаточно развитой мелкой моторики рук.

       Мелкая моторика представляет собой способность управлять небольшими вещами, передавать предметы другому человеку и решать задачи, предполагающие слаженное взаимодействие рук и глаз. Она неразрывно связана с центральной нервной системой (ЦНС), способностью к запоминанию, зрением и общим восприятием детей.

        Развитие мелкой моторики включает в себя ряд этапов:

  • формирование хватательных движений - захват вещей разных размеров 1 или 2 руками ( мячики, погремушки и т.д.);
  • захват веществ или предметов щепотью (3 пальчиками);
  • формирование соотносящих действий - умение правильно комбинировать 2 вещи или 2 части одной вещи (пирамидки, вкладыши, матрешки и т.д.);
  • развитие навыков управления пальцами рук.
          На начальной стадии развития ребенка именно мелкая моторика свидетельствует о его интеллектуальных способностях и общем состоянии. Еще выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
         Правильное развитие мелкой моторики способствуют становлению речи у ребенка, повышению его интеллектуальных способностей и стремлению к творческой деятельности. Кроме того, она оказывает воздействие и на ловкость рук, которая в будущем становится основой скорости реакции и одной из составляющих памяти, логического мышления, рассудительности, воображения и внимательности у детей.
        Приступать к развитию мелкой моторики рекомендуется непосредственно после того, как малыш появится на свет. В первое время необходимо делать легкий массаж, делая акцент на детские пальчики. Когда малыш немного подрастет, ему следует давать игрушки с поверхностью разной текстуры (шершавая, с пупырышками, гладкая).
       В 6-месячном возрасте нужно купить специальные игровые приспособления, направленные на развитие тонкой моторики. Чаще всего они имеют вид проволоки, на которую навешаны небольшие разноцветные шарики. Малыш должен научиться их перемещать с места на место (2).
       В возрасте от 1 года ребенку уже можно давать матрешек и пирамидки из колец. Более старшему малышу приобретают конструкторы с большими деталями.
       После 3 лет в игры можно вводить усложненные задания: сортировка гороха, бобов; нанизывание больших бусинок или пуговок на веревочку; закручивание крышки баночки или пузырька; надевание колечек на пальчики; прикрепление прищепок для белья к веревке, лепка из теста, пластилина, сборка конструкторов и пазлов; расстегивание/застегивание кнопок, пуговиц, молний и другие (3).
       Поэтому мероприятия по развитию мелкой моторики рук с помощью дидактических игр обязательно должны быть включены в программу по развитию речи, формированию способностей к самообслуживанию у детей, начиная с младшего дошкольного возраста. От того, как ловко дети смогут научиться манипулировать собственными пальчиками, зависит их последующее развитие.
       Сегодня развитие моторики предполагает выполнение специальных упражнений с ребенком. При этом занятия не должны быть скучными для него, поэтому они организовываются в виде полезных и увлекательных дидактических игр и упражнений.
       Дидактические игры - отличное средство, помогающее всесторонне и эффективно развивать мелкую моторику и речевую функцию у детей. Заучивание информации с применением такой гимнастики способствует улучшению внимательности, мышления и воображения. С ранних лет с детьми играют в такие игры, как "Сорока - белобока", "Ладушки" и т.д. При купании младенца к играм можно добавить дополнительные приспособления (маленький резиновый эспандер, мячик и т.д.). Кроме того, после мытья ручек у малыша можно массировать и вытирать каждый его пальчик отдельно мягким полотенцем (4).
        Дидактические игры незаменимы при индивидуальной работе с детьми, а также они помогают разнообразить занятия, сделать их насыщенными, интересными и увлекательными.
        В группе работа осуществляется небольшой подгруппой или индивидуально. Дети могут самостоятельно работать, заниматься с дидактическим материалом. При необходимости педагог оказывает им помощь. .
        Совместно с родителями группы изготовлено большое количество дидактических игр, направленных на всестороннее развитие детей, в том числе и мелкой моторики. Рассмотрим в качестве примера некоторые из них.
        Дидактическая игра "Поросенок" помогает развивать мелкую моторику, координацию движений, закрепляет знания о цвете, форме, величине, активизирует речь детей. Для этой дидактической игры использую вязаную игрушку в виде поросенка, надетой на бутылку, к которой на липучках крепятся предметы и фигуры разных цветов и форм.
        Дидактическая игра  "Вкусные узоры" на ряду с мелкой моторикой, формирует пространственные представления, дети учатся работать со схемой, развивает точность и координацию движений рук. Игра изготовлена из деревянного основания сосквозными отверстиями, в комплекте к которой идут наборы маленьких ягод и фруктов для выкладывания узора по схеме в отверстия деревянного основания.
       Дидактическая игра "Вязаный конструктор" развивает усидчивость, воображение, образное и логическое мышление. Из вязаных цветных лент ребенок выкладывает узор по схеме или по собственному замыслу. 
      Представленные дидактические игры - это небольшая часть от общего числа содержательного наполнения группы. Благоприятное воздействие на сенсорное развитие и совершенствование ловкости пальцев оказывают игры с предметами: мозаики, пирамидки, шнуровки, бусы, пазлы. На развитие мелкой моторики оказывает большое влияние лепка из теста, пластилина, конструирование, рисование пальчиками и другое.
      Таким образом, обогащениее развивающей предметно - пространственной среды группы разнообразными дидактическими играми , направленных на развитие мелкой моторики, позволили добиться значительных успехов: пальчики ребят стали более ловкими, кисти рук - подвижными, гибкими; развивается координация движений; речь детей начинает развиваться интенсивнее; повышается уровень сенсорного развития. И главное, у детей развиваются положительные самоощущения уверенность в себе, своих возможностях,, то ради чего все это проводим.

Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155.
2. Айрапетянц И.И. Работа с детьми 2-3 лет летом. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с.
3. Айрих О, А., Эмоциональное развитие детей: занятия в первой младшей группе, дидактические игры, работа с семьей. - Волгоград: Учитель, 2008. - 134с.

       А теперь, я хочу предложить вашему вниманию ролик, на котором показано, как на практике используются дидактические игры для развития моторики и речи.






Экологический проект "Огород на подоконнике "ЧИПОЛЛИНО".


           ЦЕЛЬ:  РАСШИРЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ О ТОМ, КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ И ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ (НАЗВАНИЯ); ОБ ИХ СТРОЕНИИ; О ТОМ, КАК МОЖНО ВЫРАСТИТЬ НЕКОТОРЫЕ ЦВЕТЫ И  ОВОЩНЫЕ КУЛЬТУРЫ В ГРУППЕ, ОБ УХОДЕ ЗА НИМИ.
ЗАДАЧИ:
1.  ОБОГАЩАТЬ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУРАХ И ДЕКОРАТИВНЫХ ЦВЕТАХ;  СПОСОБАХ ИХ ВЫРАЩИВАНИЯ И УХОДЕ ЗА НИМИ.
2. ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О НЕОБХОДИМОСТИ ТЕПЛА, ТЕПЛА, СВЕТА, ВОДЫ, ПОЧВЫ ДЛЯ РАСТЕНИЙ.
3. ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЗЕЛЕНОГО ЛУКА СО СТРОЕНИЕМ РАСТЕНИЯ.
4. ЗАКРЕПИТЬ УМЕНИЕ ДЕТЕЙ ЕЖЕДНЕВНО УХАЖИВАТЬ ЗА ОВОЩНЫМИ КУЛЬТУРАМИ И ДЕКОРАТИВНЫМИ ЦВЕТАМИ В КОМНАТНЫХ УСЛОВИЯХ.    
5. АКТИВИЗАЦИЯ И ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ - КОРНИ, ЛУКОВИЦА, СТРЕЛКА, РЫХЛЕНИЕ, ПОЧВА, ПОЛИВ, УГЛУБЛЕНИЕ, ПОСАДКА, ГИАЦИНТ. 
6. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ,  УЧАСТВОВАТЬ В ОБЩЕМ ДЕЛЕ.


           В НАШЕЙ ГРУППЕ ПОЯВИЛСЯ НЕОБЫЧНЫЙ МАЛЬЧИК-ЛУЧОК, ЗОЛОТОЙ БОЧОК. А ЗОВУТ ЕГО  ЧИПОЛЛИНО. 

 



         ЧИПОЛЛИНО  ПОЗНАКОМИЛ ДЕТЕЙ СО СВОИМИ  ДРУЗЬЯМИ- ЛУКОВКАМИ, КОТОРЫЕ ЛЮБЯТ ЖИТЬ НА ОГОРОДЕ. НО СНАЧАЛА НАДО БЫЛО ДЛЯ НИХ ПРИГОТОВИТЬ ЗЕМЛЮ И ДОМИК - СТАКАНЧИК.

 


 

    А ЗАТЕМ,  ВЫКОПАТЬ ЯМКУ, ПОСАДИТЬ НАШ  ЛУЧОК И ПОЛИТЬ ВОДИЧКОЙ.

 


      ЧИПОЛЛИНО РАССКАЗАЛ РЕБЯТКАМ, ЧТО У ЛУКОВИЦ, ЕСЛИ ЗА НИМИ УХАЖИВАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ - РЫХЛИТЬ И ПОЛИВАТЬ,  ПРОРАСТАЮТ УСИКИ-КОРЕШКИ.  С ИХ ПОМОЩЬЮ ЛУКОВКИ ПЬЮТ ВОДУ ИЗ ЗЕМЛИ.

 

 

 

      А  ПОТОМ У НИХ ПРОРАСТАЮТ ДЛИННЫЕ ЗЕЛЕНЫЕ СТРЕЛОЧКИ - ПЕРЬЯ.  ВОТ ТАКИЕ.

 


                     ЕЩЕ РЕБЯТА УЗНАЛИ, ЧТО ЛУК ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНЫЙ, ПОТОМУ ЧТО ТАМ МНОГО ВИТАМИНОВ. И ЕСЛИ ОНИ БУДУТ ЕСТЬ ЕГО В САЛАТАХ ИЛИ В СУПЕ, ТО станут СИЛЬНЫМИ И ЗДОРОВЫМИ. И никакие болезни  не БУДУТ  страшны!

 


             

 ЧИПОЛЛИНО ПОЗНАКОМИЛ РЕБЯТОК СО СВОИМИ  БЛИЗКИМИ ДРУЗЬЯМИ.  ЭТО ДЯДЮШКА ТЫКВА.

 


                                 ДЕВОЧКА - РЕДИСКА И СИНЬОР ПОМИДОР.

                                              

        ВСЕ ОНИ ДРУЖНО ЖИВУТ НА СВОЕМ КРАСИВОМ ОГОРОДЕ. А ЧТОБЫ ОН БЫЛ ЕЩЕ ЧУДЕСНЕЕ, НА НЕМ МОГУТ РАСТИ РАЗНЫЕ МИЛЫЕ ЦВЕТОЧКИ. У НАШИХ ДРУЗЕЙ ПОСЕЛИЛСЯ СИНЕНЬКИЙ  ГИАЦИНТ. ПОЛУЧИЛСЯ ВОТ ТАКОЙ ЗЕЛЕНЫЙ И КРАСИВЫЙ ОГОРОД.

 

             ПОСЛЕ ЗНАКОМСТВА С МАЛЬЧИКОМ ЧИПОЛЛИНО И ЕГО ДРУЗЬЯМИ, РЕБЯТКИ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ИГРАЛИ В ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ (НАПРИМЕР,  "ПОКАЖИ И НАЗОВИ ОВОЩИ")

 

 

ПЫТАЛИСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ИГРАХ.



                А ПОТОМ РИСОВАЛИ ПАЛЬЧИКАМИ СВОЕГО НОВОГО ДРУГА ЧИПОЛЛИНО.




            ВОТ СКОЛЬКО НОВОГО И ИНТЕРЕСНОГО УЗНАЛИ МАЛЫШИ ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ, БЛАГОДАРЯ МАЛЬЧИКУ ЧИПОЛЛИНО, КОТОРЫЙ ПОСЕЛИЛСЯ СО СВОИМИ ДРУЗЬЯМИ У НАС В ГРУППЕ!

 

 


СПАСИБО ЗА ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

      

                         Роль потешек в развитии речи детей раннего возраста.

           Потешки в развитии детей раннего возраста занимают особую роль. Их нельзя переоценить. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова и напевность создают эффект музыкальности и ритма. С их помощью у ребенка развивается речевой слух, произношение звуков. Потешки представляют собой игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, ножками и т.д.). С их помощью осуществляются те эмоционально- тактильные контакты взрослого и ребенка, которых так не хватает современным детям. Кроме того, они позволяют внести в обучающий процесс элементы двигательной активности, которые связаны с формированием речевой деятельности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет малыш, тем больше участков мозга включается в работу. Стихи с движением позволяют совершать различные действия, развивая мелкую и крупную моторику. Это способствует физическому развитию ребенка. Имитация слов потешек координирует движения детей, связь текста с моторикой развивает внимание. Поскольку речь и мелкая моторика тесно связаны, такие потешки, как "Сорока -белобока", "Ладушки", "Мальчик - пальчик", "Петушок", с раннего возраста готовят почву для стимуляции речевых навыков

      Потешки можно использовать на утренней зарядке или в самостоятельной игре Для малышей очень важен игровой момент, поэтому старайтесь весело обыгрывать любое движение, увлекая кроху собственным примером.

      Хочу вам показать, как я обыграла в ранней группе русскую народную потешку "Вышла курочка гулять". 

 Поставленные задачи: 

  • учить внимательно слушать взрослого, 
  • выполнять движения в соответствии с текстом. 
  • создать радостное настроение у детей.

  Описание игры:

Дети стоят за воспитателем друг за другом. Воспитатель произносит слова:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

А за ней ребятки,

Желтые цыплятки.

Ко-ко-ко-ко-ко-ко-ко,

Не ходите далеко!

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Съели толстого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце!

Буль! Буль! Буль!

Дети повторяют движения за воспитателем:шагают, высоко поднимая колени, машут "крыльями". На слова:" Ко-ко-ко не ходите далеко!"- грозят пальчиком. "Лапками гребите, зернышки ищите"- присаживаются на корточки, ищут зернышки. "Съели толстого жука"- показывают толщину жука, "дождевого червяка"- показать длину червяка, "Выпили водицы, полное корытце"- присели на корточки, стучат пальчиками по полу, "Буль!Буль! Буль!"- наклон вперед, руки отводят назад.

Учитывая маленький возраст детей, мне пришлось импровизировать по ходу игры. И вот как у меня получилось на практике:

           



                Когда дети станут постарше, можно предложить им усложненную пальчиковую игру - потешку "Петушок".  У меня ребята играли с большим удовольствием!

Поставленные задачи: 

  • учить внимательно слушать взрослого, 
  • выполнять движения в соответствии с текстом. 
  • развивать мелкую моторику рук,
  • стимулировать речевую активность,
  • создать радостное настроение у детей.
Ход игры:

Дети сидят напротив воспитателя. В руках у него демонстрационная игрушка- петушок. Дети рассматривают игрушку. Отвечают на вопросы воспитателя, а затем, поют и показывают пальчиками потешку.

Слова потешки "Петушок" для пальчиковой гимнастики:

Петушок, петушок, 
Золотой гребешок!
Масляна головушка, 
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь?
Голосисто поешь?
Деткам спать не даешь?

























































                                                                






































                                                                                          


                                                                           


                  

           В прошлом учебном году я являлась участником Международного конкурса имени Льва Семеновича Выготского. Предлагаю вам свой пост, который я предложила на этот конкурс. Он посвящен очень непростой, но актуальной теме "Воспитание". 

             Пост о воспитании.

          Являюсь участником Международного конкурса имени Льва Семеновича Выготского. Сегодня мой пост посвящен такой непростой, часто вызывающая множество вопросов, теме "Воспитание".

         О ведущей роли воспитания говорили всегда. Еще много веков назад философ Платон писал: "Воспитание детей есть важнейшая задача государства; законодатель не должен отводить ему второе место". Его учителя, Сократа, тема воспитания волновала не меньше: "Если бы народ смог ценить только учреждение, то оно должно было бы быть учреждением воспитательным". И то, и другое написано давно, а как актуально звучит в начале третьего тысячелетия.

         Отечественную систему воспитания, как и состояние российской педагогики в целом, сегодня принято характеризовать как кризисную и выделять в ней целый спектр актуальных проблем. В первую очередь это проблема, связанная с поиском путей возрождения в российском обществе чувства истинного патриотизма как духовно - нравственной ценности. Чувство патриотизма немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями - связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В силу этого, остро ощущается потребностью возродить и развивать национальное самосознание всех, даже самых малых народов России. В этом смысл возрождения духовных традиций национального воспитания.

       Российская Федерация - страна, в которой живут разные народы, народности, этнические и религиозные группы. Многие десятилетия воспитание основывалось на идее сближения, слияния нация и создания без национального общества. Современное российское общество живет в условиях особо повышенной социальной тревожности, поскольку столкновения в быту, общественном транспорте, сфере торговли легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни побуждает проанализировать истоки подобных явлений, осознать их причины - и не только социально - экономические, но и педагогические. В силу этого особую актуальность приобретает проблема формирования культуры межнационального общения как действенного средства по достижению согласия между людьми, представителями разных наций и народностей.

       Реальностью современного российского общества становится тот факт, что все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза. Одновременно наблюдаются рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой свойственны максимализм и стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В этих условиях первостепенное значение приобретают проблемы формирования этики поведения ребенка в многонациональной среде, воспитание межнациональной толерантности. На решение этой задачи должна быть направлена деятельность всех социальных институтов и в первую очередь дошкольные образовательные учреждения. Именно там у ребенка могут и должны формироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

      Тенденции общественного развития, характерные для сегодняшней российской действительности, актуализировали проблему семейного воспитания. Масштабный кризис, охвативший нашу страну, негативно отразился на материальном и нравственном здоровье семьи как института естественной биологической и социальной защиты ребенка и обнажил множество социальных проблем ( рост числа детей, рождающихся вне брака; социальная дезорганизация семей; материальные и жилищные трудности родителей; нездоровые отношения между близкими; слабость нравственных устоев и негативные явления, связанные с деградацией личности взрослого человека - алкоголизм, наркомания, злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка). Как следствие этого - растет число неблагополучных семей.

     Ярким проявлением неблагополучия семьи является рост насилия над детьми, которое имеет множество форм - от эмоционального и морального давления до применения физической силы. По данным статистики, от произвола родителей ежегодно страдают около двух миллионов детей в возрасте до 14 лет. Каждый десятый из них умирает, а две тысячи кончают жизнь самоубийством. В силу этого поиск путей повышения эффективности семейного воспитания назван в числе приоритетных направлений в педагогической теории и практике.

     Таковы, с моей точки зрения, наиболее актуальные проблемы современного воспитания, от успешного решения которых зависит судьба подрастающего поколения, нации и государства в целом.

    Дети - источник вдохновения, и наш долг -  дать им детство и научить жить во взрослой жизни, заняв в ней достойное место.

   А закончить свой пост я хотела бы словами Ш. А. Амонашвили: "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом".

                             

                                              





         


     

Комментариев нет:

Отправить комментарий